Приводные механизмы часов: заводной и переводной механизмы часов

В часах используются заводные и переводные механизмы. Например, в XVI и XVII столетиях популярностью пользовались часы с одной стрелкой и пружинным механизмом. На их циферблате было отверстие. Чтобы завести механизм, нужно было вставить ключик в это отверстие. Позже заводной вал пружинного барабана стали размещать на задней стороне часов. В редких случаях для него отводилось место в оси вала стрелки, отсчитывающей часы. Пример такого расположения — некоторые модели производства Бреге.

С конца ХХI столетия часовщики начали работать над моделями с бесключевым заводом. Они заводились при помощи механизма, расположенного в шейке подвесного кольца карманных часов. Чтобы привести в действие пружину, нужно было несколько раз нажать на нее и вытянуть кольцо.

Позже стали использовать корончатую передачу. Впрочем, она актуальна и сегодня. Изобретение запатентовано в 1820 году Т. Престом. Позже идея получившего известность англичанина была усовершенствована (рис. 1). Так в 1842 году Адриен Филипп сделал систему такой, какой мы знаем ее сегодня. Позже производством механизмов занялась компания «Патек Филипп» (Швейцария). В то же время технологический прорыв практически не затронул английскую часовую отрасль. Страна была консервативной во всем, и в часовом деле отдавала предпочтение стабилизаторам приводной силы, изготовленным по типу «улитки». Для таких систем новый механизм завода не мог использоваться.

Переход Англии на систему корончатого типа произошел не так давно, в конце XIX столетия. Часовщики страны стали использовать коронную передачу и передвижной рычажный механизм. С его помощью двигались стрелки. На футляре часов (сбоку) располагалась кнопка управления.

Система Патека имела неоспоримое преимущество — была простой. Заводной головки было достаточно для перемещения стрелок и подзавода пружины. У головки было две позиции.

Сегодня в большинстве моделей наручных часов используется автоматический заводной механизм.


  • ротор — заводится в обе стороны;
  • преобразователь вращения — нужен для того, чтобы превратить двухстороннее вращение ротора в однонаправленное;
  • передаточный механизм — увеличивает малую силу заводки.

Открытием автоподзавода мы обязаны швейцарцу Перрелету. Считается, что он изобрел механизм в XVIII столетии. Позже его усовершенствованием занимался Бреге. Он создал несколько моделей карманных часов с заводным элементом на сбалансированных рычагах, но патент был выдан в Лондоне, в 1780 году Рекордону.

Швейцарский патент вручили Дж. Гарвуду в 1924 году. Он был одним из первых создателей автоматических наручных часов, которые имели относительно постоянную приводную силу пружины. Если носить их регулярно, то точность хода повышается.



Rambler's Top100